Отправить мне письмо или комментарий

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 Ф.И. Тютчев. Его стихотворения в моем понимании.

     Когда-то я увлекался поэзией  Ф.И. Тютчева, но с годами стал больше читать поэзию  А.А Блока и М.Ю. Лермонтова и по сей день сохранил эту  любовь! 

     Но я буду говорить только о стихотворениях Ф.И. Тютчева.

     Скажем, что Тютчев и сегодня один из самых известных русских поэтов.  Скажу ( и со мной многие согласятся ) Тютчев стоит гораздо выше своих собратьев по Аполлону. Можно указать на отдельные качества поэзии, которыми превосходят его более даровитые из нынешних наших поэтов и, тем более, поэтов ХIХ и ХХ веков. Указать можно и на поэтическую грацию Фета, на сухую и жесткую страстность Некрасова, на холодную живопись Майкова,  на революционную настроенность Маяковского, на деревенскую, романтическую  зачарованность Есенина,  мягкую  любовную пластику  Пастстерка, на философию Боротынского, на мистическую, и во многом натуралистическую настроенность Бальмонта. Можно бесконечно продолжать этот список. Но на одном Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит, в нем одном замечается соразмерность таланта сама с собою, соответствие ее с собственной жизнью – словом то, что в полном развитии своем составляет признаки величайших дарований! Круг Тютчева не обширен – но это его дом.

      В чем загадка его таланта? Его талант не состоит из бессвязных или же  разбросанных частей: он внутри себя и владеет собою; в нем других элементов нет. В нем срослись во едино и лирические и ясные чистые элементы. От его стихов веет свежей оздоравливающей душу струей. Стихи выросли  из глубины поющей души поэта.

Говорят нам, что мы восстаем на сочинительство в поэзии напрасно, бессознательно участвуем в фантазии творческой. Нельзя ни одно произведение искусства вообразить без творческого начала. Оно в каждом, но его врожденное качество совершенствуется и шлифуется временем и жизненным опытом! И своя внешняя сторона у каждого таланта. И это сторона ремесла, которая определяет само произведение, само написанное стихотворении. Мы восстаем только против отделения таланта от почвы, на которой она может дать ему  и силу, и живительную влагу, ростки народного достояния. И поэт принадлежит народу как личность. 

      Отделение таланта от подражания другим, более талантливым современникам, может способствовать легчайшей его обработке, к развитию в нем изощренных поэтических форм и виртуозности. Такое развитие всегда совершается на уровне воспитания личности, наконец, жизненности. Можно из полена выточить какую угодно фигурку, но научить ее разговаривать стихами может только писатель, величайший поэт – лирик и учитель. Для этого нужно самому научиться слушать. Горе поэту, который пожелает вырубить из своего живого дарования деревянную игрушку, которой он сможет соблазнять дешевый триумф виртуоза. Никакому поэту произведение не должно даваться легко, и он не должен он торопить его развитие посторонними средствами. 

Прекрасно сказано: поэт должен выносить свое неповторимое «чудо»!

Да! Каждое стихотворение у Тютчева – это чудо! Как у будущей матери, так и у поэта не может заменить ничто рождение ребенка. У матери – это человек. У поэта – произведение. Ни умные рассуждения, ни задушевные убеждения, ни великие мысли не могут обойти природные законы. И эти великие события, если они действительно велики, выходят из чрева матери, из головы, из сердца, за бессонными ночами произведенного на свет «чуда». Поэт готов употребить на это целое свое существо, свою жизнь.

К.Г. Паустовский в «Золотой розе» сказал: «Писательство возникает в человеке как душевное состояние».  О прозе Паустовского хочу написать. Но это в следующей статье.

     Нынче «сочинительство», которое было так развито в прошлые века теперь, конечно, значительно ослабло. Теперь никому не придет в голову вдруг соорудить благодарную статью прародителям  классической поэзии. Спроси современников: знают ли они хоть одно стихотворение Тютчева? А он стоит в одном ряду с Державиным,  Пушкиным,  Баратынским,  Вяземским, Крыловым, Языковым.

 И все-таки «сочинительство» не исчезло в нашей литературе. Довольно сильные его следы, можно заметить у многих  наших писателей. Я не буду писать о недостатках стихосложения Тютчева. Для меня их просто нет.  Устарелые выражения, которые часто звучат диссонансом для нас – но это было его время! Недостатки его стихосложения выкупается его вдохновением, поэтическим дуновением, которым наполнена вся его поэзия.

     Язык Тютчева поражает читателя смелостью, пушкинской красотой своих оборотов, но мы больше читаем Пушкина, нежели его современников. Мы просто и не знаем других.  Каждое стихотворение Тютчева, как пламя вспыхивает и разгорается  под влиянием глубоких чувств и жизненных впечатлений. Мысль поэта Тютчева сливается с образом, извлеченным из мира души или природы, проникает в сознание читателя  неразрывно и нераздельно. Лирическое настроение поэзии Тютчева заставляет его выражаться сжато и кратко

Поэзия Тютчева я назову дельной, то есть искренней, серьезной. А короткие стихотворения Тютчева считаю наиболее удачными. В его стихах отражение  природы необыкновенно тонко, живо и верно. Сравнения мира человеческого с миром природы никогда не бывают холодными у Тютчева. В голове автора всегда рождается собственное открытие. В Тютчеве заметен тонкий вкус – плод многостороннего образования. 

Талант Тютчева  обращен не к толпе. И для того чтобы оценить одаренность Тютчева, самому читателю надо быть одаренным для понимания тонкой нравственной, светлой поэзии. Надо приблизиться к этой поэзии полнотой своей души, чтобы почувствовать ее нравственность и свободу слова. 

     Мы предсказали Тютчеву расположение наших современников, которым дорога русская поэзия, а впрочем и нельзя без этого обойтись. Вот он здесь и по сей день:

     «Пошли, господь, свою отраду

      Тому, кто в летний жар и зной…»

      Пройдут и другие писатели, поэты из конца в конец Россию, многое переменится в современной литературе, но останется  долговечным творчество Тютчева и, мы можем сказать себе, что он создал свою поэзию, которой не суждено умереть! И этому нет более высокой награды.

 

 Константин Паустовский. Жизнь и странствия. Короткая зарисовка.

 Великий советский писатель Паустовский родился в Москве!

Но читая его биографию, сразу на ум приходит  именно эта бардовская песня , написанная на стихи Николая Заболоцкого (ее исполняли в передаче «В нашу гавань заходили корабли»).

...А кому сегодня плакать 

В городе Тарусе?

 

Вот что он говорит о себе:

"Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара.. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу" 

 

Паустовский начинал со стихов. Но кто их сегодня прочтет? Он в тридцать своих неполных лет их сжег и ушел в народ. Прошел через Коктебель и Махинджаури  разными профессиями: от грузчика в порту до журналиста в «Маяке». А пришел в союз писателей!

Всю жизнь им владела «муза дальних странствий".  Он перемещался из Одессы в Сухум, потом в Батум, в Тбилиси, был в Эривани, в Баку и Джульфе, пока не вернулся в Москву.

Но меня тянет в Малороссию и хочется побывать в Тарусе. Не знаю, поеду я когда-нибудь туда или же останусь с раскрытой «Золотой розой», в которой Паустовский говорит: «Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой».

Вот то счастье и бесконечный путь творчества, который ограничен только человеческой жизнью – а людская память вечна!

Ежегодно в Тарусе проводятся чтения К.Г. Паустовского в день его рождения 31 мая, начиная с 1991 года. Начиналось все это на Ильинском омуте, на высоком берегу  Таруски, откуда открываются просторы Малороссии, так некогда любимые писателем. Теперь сюда съезжаются журналисты, писатели и поэты, музыканты, все кто любит творчество Паустовского и пишет о нем.

К.Г. Паустовскому 30 мая 1967 года присвоено звание "Почетный гражданин города Тарусы".

          Похоронен К.Г. Паустовский на местном кладбище на окраине города над обрывистым берегом реки Таруски. 

 

Copyright © 2012

Сделать бесплатный сайт с uCoz